отседова
http://community.livejournal.com/drugoe_kino/1539031.html
O YES, фильм захватывает уже одним своим названием . ²Ложь и ненависть⌡. В одном только названии ненависти столько, что от экрана летят электрические искры. Пусть это драйв негативный, но какой драйв! Закадровая музыка тоже . танец с саблями. Не тот, хачатуряновский, а по энергетике. Как говорится в таких случаях, эту бы энергию . да в мирных целях.
Но вот с мирными целями как раз напряженка: время было такое, когда за пацифистскую эмблему, приколотую на куртке, меня едва не поперли с факультета журналистики Московского университета. Попытки отказаться от ненависти рассматривались как дезертирство. ²Верно ведь, что важнее сейчас ненависть⌡ -- эти строки Высоцкого о совсем другой войне прекрасно подходили для описания того времени, когда снимался фильм: год Московской Олимпиады, которую Запад (а в лице Китая и Восток) дружно бойкотировал. Уже за одно это Запад был достоин ненависти.
А ведь Запад еще и ²нагнетал антисоветский психоз⌡ и ²кричал о правах человека⌡. Последнее в понимании Кремля было вообще за гранью добра и зла. Читающий авторский текст в фильме упоминает об этом даже с какой-то горечью. Таким тоном хозяева говорят о любимой, но неразумной собаке: опять в прихожей нагадила.
То же самое и с ложью. Когда говорят пушки, музы молчат. Кода говорит ненависть, искать правды по меньшей мере наивно. Миротворцам и правдоискателям всегда достается в первую очередь и по первое число.
Но ненависть . это эмоции. Фильм же с таким характерным названием рассказывает о деятельности спецслужб, которые не могут себе позволить эмоциональный подход в работе. Контрразведка .сфера деятельности, где эмоции равносильны провалу. Не поэтому ли самыми успешными шпионами всех времен и народов были женщины, ²раскалывавшие⌡ свои источ ники секретной информации ²изнутри⌡ там, где их коллеги-мужчины пытались действовать ²в лоб⌡?
Авторы ленты ²Ложь и ненависть⌡ целенаправленно собирают вместе эпизоды, когда это противостояние двух глобальных лагерей выплескивалось из эмпиреев высокой политики на уровень, когда ненависть можно было, что говорится, пощупать руками. Звонок в полицию: в зале, куда должна приехать советская делегация, заложена бомба. Бомбу, разумеется, никто не подкладывал, о цель достигнута . мероприятие идейного врага сорвано. Так сейчас развлекаются школьники, когда хотят сорвать контрольную работу. Так что телефонный терроризм имеет давнюю историю . наверное, такую же давнюю, как сам телефон.
Фильм ²Ложь и ненависть⌡, как и большинство пропагандистских фильмов периода холодной войны, намного интереснее смотреть, чем слушать текст от автора. Потому что видеоряд для ²бойцов идеологического фронта⌡ всегда был возможностью эзоповым языком кинокамеры показать то, что сказать напрямую было невозможно ни при каких обстоятельствах. Даже в тех случаях, когда создатели этих фильмов искренне верили в то, что говорили (не все ведь, в конце концов, были ²продажными приспешниками режима⌡). Кинообъективу ведь все равно, на чью сторону он работает. Камера беспристрастно фиксирует реальность, даже если держащий ее в руках оператор пытается увидеть что-то совсем другое. А задача зрителя . суметь отделить зерна от плевел, правду от ее толкования.
В годы ²войны миров⌡ среди советских интеллектуалов ходила поговорка: ²О событиях в мире мы узнаём из опровержений ТАСС⌡. По аналогии можно сказать: и из пропагандистских фильмов наподобие ²Лжи и ненависти⌡. Другое дело, что понять, где создатели фильмов ретушируют реальность, могли далеко не многие (не уверен, что я сам, тогда еще школьник, понимал, где в этих фильмах правда, а где . скажем помягче. ретушь).
В кадре: по улицам западных городов идут антисоветские демонстрации, сжигают красные ф лаги.
И следом, хрестоматийный прием контраста: золотые купола кремлевских соборов отражаются в Москве-реке. Под лирическую музыку ведущий напоминает, что Москва добросовестно выполняет все договоренности с США.
На таком же приеме построены многие фильмы про плохих американских шпионов и хороших советских контрразведчиков . например, фильмы (ГИПЕРССЫЛКА) ²Гости бывают разные⌡ или (ГИПРЕССЫЛКА) ²Диверсанты эфира⌡, снятые на плюс-минус десятилетие раньше ²Лжи и ненависти⌡. (Застой . он и есть застой; между этими фильмами -- больше десятилетия, а как будто одной монтажной сменой делались!)
Тогда, видя эти кадры, я думал: как же они в Америке нас ненавидят!
Сейчас, просматривая те же самые кадры, я думаю: как же они в Америке нас боялись! А мы . их.
Меня в то время удивляло, что не оставляя камня на камне от лживой и продажной буржуазной журналистики, советские кинодокументалисты то и дело ссылаются на западные же газеты и ж урналы. Причем ладно бы, если на коммунистические Morning Star, Daily Worker или, на худой конец, ²розовую⌡ L.Humanite. Так нет, ²Ложь и ненависть⌡ подробно цитирует вполне элитарный американский политологический альманах Covert Action, который в другое время привычно клеветал на все, что любим мы и ценим, чем гордится коллектив.
Ларчик открывается просто: Covert Action опубликовала ²пятилетний план ЦРУ по ведению шпионских операций против СССР, 1976-1981⌡. Фильм, напоминаю, снят в 1980-м. Слова ²пятилетний план⌡ для любого зрителя в Советском Союзе были знакомы с детского сада. На ловца и зверь бежит.
Как и в фильме ²Гости бывают разные⌡, создатели ²Лжи и ненависти⌡ ловят за руку натовских засланцев, которые пытаются провести в Советский Союз литературу, ²разжигающие эмиграционные настроения⌡ и ²установить контакт с просионистскими и прочими уголовными элементами⌡.
Быть потенциальным ²просионистским и прочим элементом⌡ в 1980-м году было со всем не забавно. В школе, например, для профилактики меня заставляли каждый понедельник вслух читать у доски советские газеты (других ведь, как и во времена профессора Преображенского, не было). С точки зрения воздействия на психику старшеклассника опыт был сравним, наверное, с тем, что ощущали взрослые диссиденты на своих ²публичных процессах⌡.
В кадре мелькают обложки перехваченных публикаций: камера фиксируется на словах ИЗРАИЛЬ, Рош Гашана, Иерусалим. Бумаги, примечательно, спрятаны в контейнерах, замаскированных под печенье Choko и упаковки Tampax (что это такое, советские дети в первом случае и советские женщины . во втором, никогда не слыхали). Для простого советского человека безо всякой подсказки становиться ясно: кто они, скрытые агенты сионизма на его лестничной площадке, живущие на западные подачки и под влиянием ЛСД вкривь и вкось толкующие нашу действительность. Несколько минут в фильме посвящено истории с диверсией ²еврейского подразделения ЦРУ⌡ про тив оркестра русских инструментов. Сионистские агенты выкрали у коллектива гармонь и поломали балалайки. Вот где собака порылась-то!
Но у авторов фильма нашлись и добрые слова . в адрес швейцарских отщепен. простите, ²энтузиастов⌡, - которые выпустили в частном порядке брошюру со списком агентов ЦРУ в странах советского блока. ²Стучать . и никаких гвоздей!⌡ -- лозунг этот, как оказывается, был привлекателен по обе стороны ²железного занавеса⌡.
Смотреть подобные фильмы сейчас . одно удовольствие, сравнимое только с просмотром журнала ²Корея⌡. Особенно для тех, кто в то время пребывал уже в более сознательном возрасте, чем ваш покорный слуга. Смотрите и слушайте . говорит и показывает Москва-80!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий